Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Фронтовой хирург В.И.Суббочева (Власенко)

Валентина Ивановна Суббочева-Власенко

Валентина Суббочева родилась в семье потомственных железнодорожников, её отец был машинистом паровоза. Из трёх сестёр она была старшей и самой боевой. Поступила учиться в Московский мединститут и, одновременно, в Московский аэроклуб. Лётчиком-инструктором стала раньше, чем врачом. Любила спорт, на студенческих лыжных соревнованиях заняла третье место по Москве.

Война началась, когда она была на последнем курсе института. По окончании прошла курс оперативной хирургии у профессора А.В.Вишневского и добровольно пошла в действующую армию. Боевое и профессиональное крещение получила в Сталинграде, в 95-й стрелковой дивизии. Дивизия вела бои сначала на Мамаевом кургане, потом в районе заводов «Баррикады», «Красный Октябрь» и Тракторный. Потери были большие. Сейчас на братской могиле бойцов 95-й дивизии установлена памятная стела. Была врачом в 161-м стрелковом полку, который вёл бои на Мамаевом кургане, где и погиб почти полностью. Остатки полка вывели на пополнение за Волгу, а Валентину перевели в медсанбат.

Операционная располагалась в землянке, врытой в крутой берег Волги, к которому была прижата дивизия. Это было недалеко от оврага Банный, который бойцы называли оврагом смерти, потому что его почти невозможно было перейти, сверху и до самой воды он простреливался немцами, его переходили только ночью.

Хирургов не хватало, они тоже погибали, спать приходилось по четыре часа в сутки. Оперировали при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы, прозванной «сталинградка». Стены и потолок землянки затягивали простынями, потому что при бомбёжках и обстрелах сыпалась земля, и тогда хирург наклонялся над оперируемым, чтобы в рану меньше попадало.

За бои в Сталинграде дивизия была удостоена звания гвардейской и получила новую нумерацию – стала 75-й гвардейской стрелковой дивизией. Когда её вывели на переформирование и пополнение в Тесницкие лагеря под Тулой, бойцам вручили награды за Сталинград. В первые годы войны награждали не щедро, часто представления к наградам где-то исчезали. Суббочеву представляли к ордену «Красного Знамени», а получила она медаль «За оборону Сталинграда». Но эта медаль ценилась высоко. Кроме того, как особое поощрение, ей дали короткий отпуск на пару дней, чтобы съездить домой, в Москву. Как рассказывала Валентина Ивановна: «На меня смотрели как на Героя». Когда она хотела взять билет в трамвае, кондукторша сказала: «У вас медаль «За оборону Сталинграда», вам бесплатно». Отпуск пролетел мгновенно, но запомнился надолго, он был единственным за всю войну.

А впереди была Курская дуга, кровопролитные бои под Понырями, и опять большие потери. За время боёв на Курской дуге Валентина Суббочева сделала 1500 операций. Затем снова было пополнение и 120-ти километровый марш для участия в Черниговско-Припятской операции – освобождении Ямполя, Батурина, Бахмача. Вместе с боевыми товарищами Суббочева прошла форсирование Десны и Днепра, бои на плацдарме севернее Киева, сражения в Украине, Беларуси, Прибалтике и освобождение Риги, тяжёлые бои в Польше, форсирование Вислы и Одера, преодоление фанатичного сопротивления немецкой группировки под Берлином. И везде раненые, раненые и раненые, для которых медсанбат, хирург часто оказывались последней надеждой на жизнь. Количество операций, которые Валентина Суббочева сделала за время войны, исчисляется тысячами. Это – число сохранённых жизней.

Вот на фото, сделанном в 1944 году, врачебный состав 80-го отдельного медико-санитарного батальона 75-й гвардейской стрелковой Бахмачской дважды Краснознамённой Ордена Суворова II-й степени дивизии.

Командир медсанбата майор Мягков М.М. сидит первым слева. Рядом с ним врач-хирург капитан Львова В.П., врач-хирург капитан Раздьяконов А.М. Стоят: командир мед-сан роты майор Мусатов В.В., через одну командир операционно-перевязочного взвода капитан Суббочева В.И., начальник санслужбы майор Гурули М.В., через одну врач-хирург капитан Таранович Г.Л.

На фото нет Валентины Одинцовой, которая погибла в Сталинграде, оказывая на передовой помощь раненым. Нет Сусанны Гордон, которая погибла под Черниговом при взрыве санитарной машины, наехавшей на мину. Врач мог погибнуть даже у операционного стола. Был случай - в операционную землянку привели раненого и посадили на снарядные ящики у входа дожидаться своей очереди на обработку. Он потерял сознание и упал, а в кармане шинели у него оставались запалы к гранатам, и они взорвались. Солдат получил новые ранения, но остался жив, а стоявшему к нему спиной у операционного стола хирургу маленький осколок попал под основание черепа и проник в мозг. Помочь не смогли даже медсёстры, что были рядом.

Смерть не раз касалась и Валентины Суббочевой. Ей случалось терять сознание при контузии от близкого разрыва бомбы и выпрыгивать со второго этажа горящего дома. Могла погибнуть, но спасали бойцы. Однажды, прямо под бомбёжкой, солдаты откопали её из земляной щели, в которой Суббочеву и Львову похоронил взрыв.

Бойцы ценили и уважали медиков, выражая своё отношение даже в мелочах. В присутствии женщин грубые выражения сразу прекращались, если кто этого не понимал, с ним проводили «разъяснительную работу». Делились тем немногим, что было у солдата. Когда немцев окружили в Сталинграде, снабжение им сбрасывали на парашютах. Соприкосновение было столь плотным, что нередко парашюты сносило в нашу сторону. Кроме патронов и оружия, бывал шоколад, плотные чёрные кругляши, которые солдаты приносили в медсанбат. Это был замечательный подарок, потому что еда была однообразной – шутили: «Что сегодня - ППС или ППК?», постоянно пшенный суп или постоянно пшенная каша, хотя, фактически, это было одно и то же. И вот, получив подарок, девчонки-медики (все они были очень молоды) раздумывают, съесть сразу или растянуть удовольствие и отложить до завтра. И, подумав, решают: «Нет, давайте съедим сейчас, а то до завтра ещё убьют».

Нам трудно представить, что довелось им пережить и вынести за долгие тяжёлые годы войны, но есть воспоминания, которые позволяют услышать их голоса: Сборник «О войне и товарищах», Чарашвили И.Г. На Мамаевом кургане, Капитонов Е.Г. Падение "Цитадели", Шаров Н.П. Сталинградский овраг.

Фронтовая дружба была очень крепкой, фронтовик для фронтовика навсегда оставался другом и братом. Они шутили, что делят людей на тех, кто в войну отсиживался в окопах на передовой, и тех, кто крепил оборону в Ташкенте. На протяжении всей жизни они поддерживали отношения, бывали друг у друга в гостях, организовывали встречи ветеранов. И даже через много лет, когда встречались и вспоминали былое, кто-нибудь всегда говорил: «А ведь это чудо, что мы остались живы».

Однако, случалось и так, что на войне, среди крови и смертей, находили своё счастье. Лидия Левко вышла замуж за Михаила Гурули, Мира Кофнер за Олега Бедарева, Катя Сергеева за Григория Бородина, Альвина Колеснеченко за Юрия Сергеева. Сохранилась фотография, где Валентина Ивановна Суббочева рядом со своим будущим мужем, Ильёй Архиповичем Власенко, а справа – его племянник, Бондаренко Леонид Фёдорович, которому тогда было всего 16 лет.

Вот они, победители, солнечным майским днём 1945 года в поверженном Берлине.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 1077893 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране

Verification: 72fbc5330227d68e